Saturday, May 17, 2014

5 Политика раскрестьянивания в Сибири. Выпуск 3


П. ВНЕСТИ ВКЛАД В ДЕЛО УКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО РУБЛЯ. СЕЛЬХОЗНАЛОГОВАЯ КАМПАНИЯ 1948 г. В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Основным нормативным актом, определяющим порядок взимания сельскохозяйственного налога в послевоенные годы, был принятый 1 сентября 1939 г. Закон1 с внесенными в него в 19412 и 1943 гг.3 изменениями. К уплате налога привлекались колхозные дворы, единоличные хозяйства и личные подсобные хозяйства проживающих в сельской местности членов промысловой кооперации, рабочих и служащих. Сумма налога зависела от уровня годового дохода и исчислялась по прогрессивной шкале ставок. Облагаемый годовой доход рассчитывался по установленным для сельского района в целом 4 фиксированным нормам доходности отдельных объектов обложения (посевов зерновых, масличных, технических культур, махорки и табака, картофеля, овощей и бахчевых, площади плодоносящих садов и ягодников, используемого сенокоса, поголовья 5 рабочего скота, коров, свиней, овец и коз, количества пчелиных ульев). Помимо этого в налогооблагаемую базу семей колхозников включались заработки их членов от кустарно-ремесленнных и иных неземледельческих занятий, за которые не был уплачен подоходный налог, а у единоличников учитывались не только неземледельческие заработки, но и доходы, полученные ими от продажи сельхозпродуктов на рынке.
Для определения размеров налога с единоличных хозяйств в 1939-1942 гг. использовалась особая, имеющая более высокую степень прогрессии, шкала ставок. С 1943 г. налог с единоличников стал исчисляться по единой для всех категорий плательщиков шкале ставок, но при этом его сумма увеличивалась на 100%. К единоличным дворам по порядку обложения приравнивались крестьянские хозяйства, выбывшие из колхозов, а также ЛПХ рабочих и служащих, количество скота в которых превышало пределы, установленные Уставом сельхозартели для колхозников данного района. Кроме того, к единоличникам относили тех рабочих и служащих, в семьях которых не все трудоспособные члены, кроме домохозяйки и учащихся, работали по найму, а их глава на 1 июля т.г. (т.е. к началу кампании по учету плательщиков и источников их доходов) состоял на постоянной работе менее года.
От уплаты сельхозналога освобождались следующие категории сельских жителей: а) семьи, у которых отсутствовали объекты обложения; б) хозяйства крестьян, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (для мужчин этот возраст составлял 60 лет и более, для женщин - 55 лет и более), в составе которых отсутствовали другие трудоспособные члены, «принимающие участие личным трудом в хозяйстве»; в) семьи колхозников и единоличников, сын или глава которых служил по призыву в армии или иных военизированных ведомствах, а в семье военнослужащего не осталось других трудоспособных членов, кроме его жены с детьми в возрасте до 8 лет; г) учителя, врачи, фельдшеры, специалисты сельского хозяйства, а также руководители районных партийных, советских и хозяйственных органов (число последних не должно было превышать тридцати на район)6, количество скота в ЛПХ которых не превышало пределы, установленные Уставом сельхозартели; г) крестьянские дворы, в состав которых входили инвалиды войны и труда 1 или 2 группы инвалидности, при условии отсутствия в них других трудоспособных членов. В том случае, если в составе последней из перечисленных категорий дворохозяйств имелись трудоспособные члены, то они платили 50% от исчисленной суммы сельхозналога. Скидку в 15%
89

получали семьи, где при наличии двух трудоспособных имелось трое и более детей, а при наличии одного трудоспособного - двое и более детей в возрасте до 12 лет..По решению край- или облисполкома от уплаты полностью или частично могли освобождаться хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий. В то же время для колхозных дворов, имевших в своем составе трудоспособных членов, не состоявших в колхозе и не имевших иной постоянной работы, размер налога увеличивался на 20%.
Законодательство устанавливало обязательные сроки сбора налога. Третью часть его суммы надлежало сдать не позднее 1 октября, вторую треть - 1 ноября, последнюю треть - 1 декабря. Правительства союзных республик имели право приближать, но не более чем на месяц, первый обязательный срок7. За несвоевременную уплату взималась пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки. По истечении времени, отведенного на сбор налога, имущество недоимщика описывалось и по решению суда могло быть изъято в погашение недоимок. Рецидивная недоимка, а также сокрытие объектов обложения от учета влекли за собой привлечение к уголовной ответственности.
Не претерпевая принципиальных изменений, закон 1939 г. давал возможность властям варьировать тяжесть обложения жителей деревни. Основными инструментами её изменения являлись нормы доходности, шкала ставок и порядок предоставления льгот. Первый раз нормы доходности и шкала ставок были пересмотрены в сторону увеличения в 1941 г. В 1943 г. вновь выросла прогрессия шкалы ставок и выросли нормы доходности. В том же году от уплаты сельхозналога были освобождены семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, при условии отсутствия в их составе других трудоспособных, кроме вдовы погибшего или пропавшего без вести с ребенком до 8 лет8.
В 1946 г. власти приняли решение облегчить тяжесть обложения сельхозналогом, уменьшив в этих целях нормы доходности ряда объектов обложения. В Алтайском крае в 1945 г. они составляли 42 руб. с сотой га зерновых, 121 руб. - с сотой га картофеля, 133 руб. - с сотой га огородных и бахчевых культур, 3 220 руб. - с коровы, 350 руб. - с овцы или козы, а в 1946 г. - соответственно 15 руб., 71, 120, 2 800 и 200 руб. Остались неизменными нормативы исчисления доходности садов и ягодников (112 руб.), сенокосов (8 руб.), рабочих лошадей (2 950 руб.), свиней (1650 руб.) 9. В Новосибирской области1 в результате проведения аналогичной акции сумма налога, предъявленного к оплате, в расчете на одно дворохозяйство сельских жителей снизилась почти в полтора раза (с 500,8 руб. в 1945 г. до 347,6 руб. в 1946 г.) п.
Сниженные нормы доходности продолжали действовать и в 1947 г., что в целом благотворно сказалось на развитии личного сектора экономики сибирской деревни 12. Соответственно увеличивались и размеры облагаемых доходов. В Новосибирской области общая сумма сельхозналога, предъявленного к уплате его плательщикам в 1947 г., была на 12% больше, чем в 1946 г.13
Однако в 1948 г. лидеры правящего режима вновь утвердились во мнении, что развитие личного хозяйства тормозит темпы восстановления «общественного» земледелия и животноводства. В связи с этим началось очередное крупномасштабное наступление на крестьянские подворья, в рамках которого значительно возросла тяжесть налогообложения. В марте 1948 г. Совет Министров СССР заменил пятидесятипроцентной ранее действующую стопроцентную скидку с исчисленной суммы налога для семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны (ст. «30 марта» 1948 г.). В июле Указом Президиума Верховного Совета СССР были существенно повышены ставки сельхозналога (ст. «13 июля» 1948 г.). Необходимость данного повышения, так же как и в
90

1943 г., объяснялась ростом доходности личных хозяйств. Но если во время войны в связи с увеличением рыночных цен на продовольствие доходы крестьян действительно выросли, то в 1948 г. они уменьшались. В конце 1947 г. отменили карточную систему, и рыночные цены начали снижаться.
Помимо изменения прогрессии налоговых ставок Президиум Верховного Совета СССР тем же указом сократил контингент лиц, которым могли предоставляться льготы по сельхозналогу, и их размеры. Упразднялась пятнадцатипроцентная скидка для семей, в которых при наличии одного или двух трудоспособных членов было соответственно два и более или три и более детей. Ранее полностью освобожденные от уплаты налога хозяйства нетрудоспособных ввиду преклонного возраста селян теперь должны были вносить половину его суммы14.
Увеличению поступления налоговых средств из личного сектора экономики должен был способствовать и ряд мероприятий, на необходимость проведения которых постоянно указывали местным органам совмины и министерства финансов СССР и РСФСР. В первую очередь следовало добиться более полного учета объектов обложения (прежде всего неземледельческих, а применительно к единоличникам - и рыночных доходов), взыскать все недоимки по сельхозналогу и впредь не допускать возникновения таковых. Особое внимание надлежало уделить выявлению единоличных хозяйств, ни в коем случае не допуская их обложения по ставкам колхозников (см. ст. «21 февраля», «2 мая», «6 мая», «9 июня», «26 июля», «9 августа», «17 августа» 1948 г. и др.).
Партийные, советские и финансовые органы Алтайского края действовали в полном соответствии с указаниями Центра. Так, в конце апреля 1948 г. крайисполком, рассмотрев вопрос о подготовке к проведению сельхозналоговой кампании, обязал райисполкомы и финорганы края: а) до 1 июня т.г. «полностью ликвидировать недоимки сельхозналога 1947 г., применив в отношении уклоняющихся от уплаты лиц установленные законом меры репрессий»; б) до 15 июня на основе сплошного подворного учета уточнить записи в ведущихся сельсоветами похозяйственных книгах, в которых фиксировались количество скота и посевные площади в личных хозяйствах; в) до 1 июля выявить всех лиц, имевших неземледельческие и рыночные доходы, и определить их размеры (ст. «29 апреля» 1948 г.).
Учет плательщиков сельхозналога и источников дохода в крае начался 1 июля и в основном закончился 10 августа. Проверив данную работу, крайфинотдел отменил результаты учета в Троицком районе, в котором было выявлено существенное недо-выявление облагаемого скота, посевов, неземледельческих и рыночных заработков, и назначил там повторный сплошной переучет. То же самое в отношении 33 сельсоветов сделали райфинотделы (Раздел IV, док. № 12). Итоги учетной кампании были рассмотрены и на заседании крайисполкома, отметившего допущенные в её ходе «существенные» недостатки и обязавшего райисполкомы провести проверку полноты выявления объектов обложения (ст. «13 октября» 1948 г.).
В результате проведения налогового учета и его проверки в крае было выявлено 274 455 колхозных дворов, 139 846 ЛПХ рабочих служащих и членов промкооперации, имеющих облагаемые доходы, а также 2 719 единоличных хозяйств. Еще 950 ЛПХ рабочих, служащих, кооперированных и некооперированных кустарей и ремесленников были приравнены к единоличникам по обложению. Облагаемых доходов от личного хозяйства не имели 9 164 колхозных двора и 18 912 хозяйств рабочих, служащих, кустарей, ремесленников и «прочих» жителей деревни. На 100 колхозных дворов, имеющих облагаемые доходы, приходилось 26,2 га приусадебного посева, в т.ч. 22,5 га картофеля, 85,2 коров, 95,0 овец и коз, 7,5 свиней; на 100 ЛПХ рабочих и
91

служащих - соответственно 15,0 и 12,2 га, 74,5, 45,4 и 5,0 голов. На 100 хозяйств единоличников и приравненных к ним по обложению - соответственно 21,9, и 14,0 га, 83,1,79,4,9,5 голов15.
Несмотря на то, что в 1948 г. нормы доходности по основным статьям хозяйствования алтайских крестьян (картофелю, коровам, свиньям, овцам и козам) были несколько снижены (ст. «23 июля» 1948 г.), размеры сельхозналога за счет повышения его ставок и более полного выявления объектов обложения существенно выросли. По сравнению с 1947 г. сумма налога на Алтае в расчете на один колхозный двор, имеющий облагаемые доходы, увеличилась с 377 до 561 руб., на одно ЛПХ рабочих и служащих - с 227 до 329 руб., на одно хозяйство, отнесенное к категории единоличных, - с 543 до 1232 руб. (табл. 3). При этом удельный вес колхозных дворов, ЛПХ рабочих и служащих и единоличных хозяйств, пользующихся льготами при уплате налога, сократился с 24,0, 37,1 и 52,8% соответственно до 18,7, 28,5 и 14,3%, а доля скидок с исчисленной для всех категорий плательщиков суммы сельхозналога -с 28,7 до 16,8% 16.
Таблица 3
Сельскохозяйственный налог в Алтайском крае в 1947 - 1952 гг.*
Результаты обложения
1947 г.
1948 г.
1949 г.
1950 г.
1951 г.
1952 г.
Всего начислено, млн руб.
182,2
245,9
228,5
224,1
204,0
182,2
Всего предъявлено к оплате**, млн руб.
129,9
204,5
189,0
183,5
160,4
150,1
Предъявлено к оплате на одно хозяйство с облагаемыми доходами**, руб.
329,6
• 488,7
447,6
438,6
397,5
393,9
В том числе на: колхозный двор
377,0
561,1
519,8
504,0
457,7
445,8
ЛПХ рабочих, служащих и членов промкооперации
227,3
286,2
304,0
310,0
286,3
267,9
хозяйство единоличников и граждан, приравненных к ним по обложению
542,6
1231,7
843,1
704,6
605,5
694,9
*ЦХАФАК, ф.Р-606, on. 1, д. 1123, л. 194-194об.; д. 1146, л. 324-324об.; д. 1164, л. 2-2об.; он. 3, д. 617, л. 2-2об.; ГАРФ, ф. А-411, оп. 2, д. 2639, л. 32; д. 2640, л. 23. За вычетом льгот.
После определения суммы платежа и вручения платежных обязательств начался решающий этап кампании - сбор сельскохозяйственного налога. Исходя из трех обязательных сроков его выплаты, краевыми и районными финотделами Алтая принимались календарные планы сбора налога (пятидневные, десятидневные и полумесячные). Кроме того, ставилась задача добиться досрочного поступления налоговых сумм (см. ст. «25 сентября» 1948 г.).
Несмотря на усилия властей, календарные планы сбора не только не перевыполнялись, но, напротив, систематически не выполнялись. Причиной этого была возросшая в полтора раза тяжесть обложения. На 22 октября запланированного на этот срок результата в 60% от общей суммы налога удалось достичь лишь в восьми районах края, в семи районах сбор составил от 55,5 до 54,9%, в одиннадцати - от 50,8 до 54,5%, в тридцати одном районе - от 40,2 до 50,3%, в девяти районах - менее 39,3%
92

(ст. «27 октября» 1948 г.). Календарные планы не выполнялись не только на Алтае, но в целом по стране. «Серьезное отставание сбора сельхозналога» отметил ЦК ВКП(б), приняв по этому поводу специальное постановление, обязывающее местные партийные органы обеспечить сбор налога в установленный срок (ст. «15 ноября» 1948 г.).
Однако собрать сельхозналог в полном объеме к 1 декабря на Алтае так и не удалось. План сбора не выполнили 29 районов края, недоимка по которым составила около 15% от общекраевой суммы налога, предъявленной к уплате17. 9 декабря крайисполком, рассмотрев ситуацию в данных районах, признал организацию сбора сельхозналога в них «неудовлетворительной» и обязал исполкомы райсоветов обеспечить его полное поступление к 15 декабря (ст. «9 декабря» 1948 г.) Но и это задание оказалось невыполненным. На 1 января 1949 г. в крае удалось собрать 89% годовой суммы, а недоимка по налогу составила 22,9 млн руб. (см. ст. «11 февраля» 1949 г.).
Реакцией жителей деревни на утяжеление налогового пресса стало сокращение личных хозяйств. Соответственно убавлялась и облагаемая база. Так, в Алтайском крае средняя доходность колхозного двора в 1949 г. по сравнению с 1948 г. снизилась с 4 324 до 4 131 руб.18, а сумма предъявленного ему сельхозналога - с 561 до 520 руб. (табл. 3).
Для компенсации потерь сталинский режим пошел на дальнейшее увеличение доли налогового отчуждения с доходных статей и расширение контингента плательщиков. В августе 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР увеличил ставки обложения хозяйств с годовым доходом свыше четырех тысяч рублей 19. В том же году в РСФСР выросли нормы доходности по зерновым, картофелю, овощам20. В начале августа 1951 г. Президиум Верховного Совета утвердил новые, более высокие ставки для всех категорий плательщиков 21. Кроме того, на месяц были сдвинуты сроки уплаты сельхозналога, который теперь следовало вносить равными долями к 1 сентября, 1 октября и 1 ноября, а также с 20 до 50% увеличена надбавка к сумме исчисленного налога для семей колхозников, в состав которых входили трудоспособные члены, не являющиеся членами колхозов или исключенные из них и не имевшие иной постоянной работы. Изменились в 1951 г. и нормы доходности ряда объектов обложения22. В начале сентября 1951 г. корректировке подверглись ранее действующие правила отнесения ЛПХ рабочих и служащих к категории единоличных хозяйств23. С этого времени так же, как единоличники, стали облагаться те семьи, которые имели более одной коровы, одной головы молодняка КРС, одной свиньи старше 6 месяцев и трех овец или коз старше года с приплодом, а при отсутствии свиньи - более пяти голов овец или коз с приплодом24.
7 мая 1952 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О сельскохозяйственном налоге»25, который заменил собой Закон от 1 сентября 1939 г. Помимо подтверждения большей части действующих к тому времени норм, Указ содержал ряд принципиальных новаций26.
1) Вводилась десятипроцентная надбавка к облагаемому доходу от сельского хозяйства на ранее не учитываемые при исчислении налога домашнюю птицу и молодняк скота27.
2) В состав сельскохозяйственного налога для колхозников и единоличников вводилась надбавка для хозяйств, в состав которых входили одинокие и малосемейные члены (женщины в возрасте от 20 до 45 лет, мужчины - от 20 до 50 лет). При отсутствии у таковых детей годовая дополнительная оплата составляла 150 руб., при наличии одного ребенка - 50 руб., при наличии двух детей - 25 руб. Эти суммы налагались и на хозяйства, освобожденные от сельхозналога по льготам. От уплаты осво
93

бождались учащиеся, жены военнослужащих, вдовы погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, граждане, у которых на войне погибли дети, женщины, получающие пособие от государства на содержание детей, инвалиды I и II групп инвалидности и их супруги, а также те, кто не мог иметь детей по медицинским показаниям. Данная надбавка ранее была составной частью налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан28.
3) Изменялись сроки уплаты. Облагаемые хозяйства обязывались внести к 15 марта и 15 июля равными долями аванс, составляющий 40% суммы, предъявленной им к оплате в прошедшем году. После исчисления налога за текущий год оставшаяся после вычета из неё аванса сумма вносилась равными долями к 1 сентября и 1 ноября.
4) Освобождались от уплаты сельхозналога только те учителя, врачи, зоотехники, агрономы и другие сельские специалисты, облагаемые доходы от личного хозяйства которых не превышали 3 тыс. руб. в год.
5) Так же, как единоличные, т.е. по удвоенным ставкам, стали облагаться хозяйства рабочих и служащих, размер земельного участка у которых превышал законодательно установленные нормы29. Данное нововведение привело к многократному увеличению числа хозяйств, приравненных к единоличным. В 1951 г. в Алтайском крае к таковым причислили 2 472 ЛПХ, в Новосибирской области - 780, в 1952 г. - соответственно 10 978 и 7 967 ЛПХ30.
Перманентное усиление тяжести обложения подрывало экономику личного хозяйства и вело к дальнейшему убыванию налогооблагаемой базы31. В Алтайском крае размеры сельскохозяйственного налога в начале 1950-х гг. продолжали снижаться. В 1950 г. его сумма в расчете на один облагаемый колхозный двор составляла 504 руб., в 1951 г. - 458, в 1952 г. - 446 руб. (табл.3). В других регионах вектор изменений был менее однонаправленным. Так, в Новосибирской области налог в 1950 г. увеличился на 3%, в 1951 г. - снизился на 7%, в 1952 г. - вырос на 8%32. Тем не менее в Новосибирской области, а также в Тюменской, Омской, Томской, Кемеровской, Иркутской областях и Красноярском крае обложение в 1952 г. уступало результатам 1948 г.33 В СССР в целом предъявленный к оплате сельхозналог составлял в 1948 г. 10,3 млрд руб., в 1949 г. - 8,6 млрд, в 1950 г. - 8,8 млрд, в 1951 г. - 8,8 млрд, в 1952 г. -10,0 млрд руб.34 Подобные итоги не устраивали И.В. Сталина, и этого было мало. В начале 1953 г. он предложил повысить налоги на колхозы и личные хозяйства сельских жителей на 40 млрд руб., поскольку «крестьяне живут богато» 35. Естественно, что данное утверждение абсолютно не соответствовало реальной действительности. В начале 1950-х гг. колхозники большинства регионов России влачили нищенское существование, а в основных сельскохозяйственных районах Сибири вообще находились на грани голода. Далеко не последнюю роль в этом играл сельскохозяйственный налог.
Радикальные изменения налоговой политики советского государства произошли практически сразу после смерти И.В. Сталина. Уже 8 августа 1953 г. Верховный Совет СССР принял принципиально новый Закон о сельскохозяйственном налоге, в соответствии с которым налог стал исчисляться по твердой ставке с площади (с каждой сотой га) приусадебной земли, находящейся в личной собственности, независимо от размера общей суммы доходов сельских семей, получаемых ими от личного хозяйства36. При этом ставка обложения была изначально невысокой и в дальнейшем не менялась. В результате реформы тяжесть обложения деревни существенно снизилась. Так, общая сумма сельхозналога, предъявленная к уплате колхозникам Новосибирской области, уменьшилась в 1953 г. на 42%. В среднем на один облагаемый колхоз
94

ный двор в области приходилось в 1952 г. 574 руб. сельхозналога, в 1953 г. - 344
1 «Закон о сельскохозяйственном налоге». // Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. 23 сент.
2 Закон «Об изменении статей 3, 8 и 19 Закона о сельскохозяйственном налоге от 1-го сентября 1939 г.». // Там же. 1941. 9 марта.
3 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1943 г. «Об изменениях ст. 3, 4, 5, 8, 19 и 26 Закона о сельскохозяйственном налоге от 1 сентября 1939 г.» // Там же. 1943. 17 июня.
4 В соответствии с первоначальной редакцией «Закона о сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939 г. средние нормы доходности для каждой союзной республики устанавливались СНК СССР. Исходя из них, СНК союзных республик разрабатывали порайонные нормы. С 1943 г. право установления порайонных норм, которые не должны были более чем на 30% отличаться от республиканских, законодатель предоставил край- и облисполкомам. В особых случаях нормы могли устанавливаться для отдельных селений. — Там же.
5 Сельхозналогом облагались лошади старше 3-х лет, свиньи старше 6 месяцев, «перезимовавшие» овцы и козы.
6 Перечень должностей руководящих районных работников, освобожденных от уплаты сельхозналога, утверждался край(обл)исполкомом. Пример подобного перечня см. в ст. «26 ноября» 1948 г.
7 В РСФСР первый срок сдачи сельхозналога в 1946 - 1947 гг. был отнесен на 1 сентября, в 1948 г. - на 15 сентября, в 1949 г. - на 1 сентября, в 1950 г. - на 10 сентября, в 1951 г. - на 1 сентября. — ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 12, д. 61, л. 7; д. 77, л. 46; д. 87, л. 272; д. 96, л. 214; д. 106, л. 222.
8 ГАНО, сб. постановлений СНК СССР, 1943, т. 1, л. 366.
9 ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 736. л. 164; д. 738, л. 58.
10 Сведения о размере сельхозналога за 1946 г. в Алтайском крае не выявлены.
11 ГАНО, ф. Р-1162, оп. 7, д. 539, л. 10.
12 О динамике развития личных хозяйств сельского населения региона в 1946 - 1952 гг. см.: Очерки истории крестьянского двора и семьи в Западной Сибири. Конец 1920-х - 1980-е годы. Новосибирск, 2001. С. 65-70, 80-82.
13 ГАНО, ф. Р-1162, оп. 7, д. 539, л. боб.
14 В связи с тем, что большая часть семей престарелых жителей деревни была не способна уплачивать предъявленный им налог и увеличивала размеры т.н. безнадежной недоимки, Президиум Верховного Совета СССР в августе 1951 г. предоставил райисполкомам право освобождать от обложения «отдельные хозяйства колхозников и отдельных единоличников, не трудоспособных ввиду преклонного возраста, не имеющих трудоспособных членов семьи». - Там же, сб. указов Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, 1951, л.21.
15 Там же, ф. Р-606, on. 1, д. 1146, л. 324.
16 Там же, д. 1123, л. 194^194об., д. 1146, л. 324-324об.
17 Рассчитано: там же, ф. Р-834, оп. 2, д. 20, л. 193-219.
18 Рассчитано: там же, ф. Р-606, on. 1, д. 1146, л. 324, д. 1164, л. 2.
19 ГАНО, сб. указов Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, 1950, л. 6-7. Согласно новой таблице ставок хозяйства с годовым доходом от 4 до 5 тыс. руб. должны были уплатить 510 руб. + 24 коп. с каждого рубля сверх 4 тыс.; с доходом от 5 до 6 тыс. руб. - 750 руб. + 30 коп. с каждого рубля сверх 5 тыс.; с доходом от 6 до 8 тыс. - 1050 руб. + 37 коп. с каждого рубля сверх 6 тыс.; с доходом более 8 тыс. - 1790 руб. + 45 коп. с каждого рубля сверх 8 тыс. Для хозяйств с доходом менее 4 тыс. руб. налоговые ставки остались прежними. - См. ст. «13 июля» 1948 г.
95

20 В Алтайском крае нормы доходности посевов зерновых увеличились с 20 до 30 руб., картофеля - с 65 до 67 руб., огородных и бахчевых культур - со 120 до 133 руб. с одной сотой га.
— См. ст. «23 июля» 1948 г.; ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 12, д. 96, л. 215.
21 ГАНО, сб. указов президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, 1951, л.20; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1951 г. «О частичных изменениях Закона о сельскохозяйственном налоге». Согласно в очередной раз обновленной таблице ставок хозяйства с годовым доходом до 2 тыс. руб. должны были уплатить 12 коп. с каждого рубля; с доходом от 2 до 3 тыс. руб. - 240 руб. + 14 коп. с каждого рубля сверх 2 тыс.; с доходом от 3 до 4 тыс. руб. - 380 руб. + 18 коп. с каждого рубля сверх 3 тыс.; с доходом от 4 до 5 тыс. руб. - 560 руб. + 26 коп. с каждого рубля сверх 4 тыс.; с доходом от 5 до 6 тыс. руб. - 820 руб. + 33 коп. с каждого рубля сверх 5 тыс.; с доходом от 6 до 8 тыс. руб. - 1150 руб. + 40 коп. с каждого рубля сверх 6 тыс.; с доходом свыше 8 тыс. руб. - 1950 руб. + 48 коп. с каждого рубля сверх 8 тыс.
22 В Алтайском крае нормы доходности посевов зерновых культур, садов и ягодников и рабочего скота увеличились соответственно с 30 до 46 руб. с одной сотой га, со 114 до 121 руб. с одной сотой га и с 2 790 до 2 958 руб. с головы, а сенокосов, коров и свиней - снизились соответственно с 8 до 7 руб. с одной сотой га, с 2 700 до 2 615 руб. и с 1 500 до 750 руб. с головы.
— См. ст. «23 июля» 1948 г.; ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 12, д. 96, л. 215; д. 106, л. 223.
23 ГАНО, сб. указов президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, л. 22-23; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1951 г. «Об изменении ст. 11 Закона о сельскохозяйственном налоге от 1 сентября 1939 года и ст. 19 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения»».
24 По ранее действующим нормам к единоличным хозяйствам по порядку обложения сельхозналогом приравнивались те ЛПХ рабочих и служащих, количество скота в которых превышало пределы, установленные Уставом сельхозартели для колхозников данного района (см. выше). Поскольку в некоторых районах колхозникам дозволялось иметь больше одной коровы, одной головы молодняка КРС, одной свиньи, трех овец или коз, то проживавшие в этих районах рабочие и служащие и имевшие соответственно больше одной коровы и т.д. облагались так же, как колхозники.
25 ГАНО, сб. указов Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР, 1952, л. 3-8.
26 В.Ф. Зима, перечисляя нововведения Указа о сельхозналоге 1952 г., пишет, что его отличительная особенность состояла в том, что «впервые к оплате привлекались доходы колхозников, получаемые от общественного хозяйства по трудодням в денежной и натуральной форме» (Зима В.Ф. «Второе раскулачивание». (Аграрная политика конца 40-х - начала 50-х годов) // Отечественная история. 1994. №3. С. 118). Однако в тексте Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 г. положение об обложении оплаты труда в колхозах отсутствует. Ничего о механизме или результатах учета доходов, полученных колхозниками по трудодням, не сообщается и в делопроизводственной документации финорганов Сибири. Судя по воспоминаниям министра финансов СССР А.Г. Зверева, предложение обложить в рамках сельхозналога доходы колхозников по трудодням в начале марта 1953 г. рассматривалось на заседаниях комиссии, созданной для реформирования налоговой системы, попало в ее решение, но так и не было реализовано на практике. — Зверев А.Г. Записки министра. М, 1973. С. 245-246.
27 Советы министров союзных республик имели право понижать надбавку для отдельных регионов до 5% или вообще её не устанавливать. Но при этом средний размер надбавки в целом по республике не должен был быть ниже 7%. В свою очередь совмины автономных республик, край- и облисполкомы могли варьировать надбавку в районах в пределах от 5 до 10% или вообще её не устанавливать.
28 Введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. как налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. В 1944 г. контингент плательщиков налога был расширен за счет семей, имеющих 1-2 детей (т.н. малосемейных), с соответствующим изменением его названия. — Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. 20 дек.; 1944. 16 июля.
29 В соответствии с законодательством предельные размеры находящихся в пользовании семей рабочих и служащих земельных участков, включая площадь, занятую постройками, со
96

ставляли: а) для работников совхозов ряда регионов страны, включая Сибирь, - 0,50 га; б) для агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей и землеустроителей - 0,25 га; в) для остальных категорий рабочих и служащих, а также работников совхозов, расположенных в 25-километровой зоне от областных и краевых центров, - 0,15 га. — ГАНО, ф. Р-1162, оп. 7, д. 1071, л. 81-83.
30 ЦХАФАК, ф. Р-606, оп. 3, д. 617, л. 2; ГАНО, ф. Р-1162, оп. 7, д. 1041, л. 10; ГАРФ, ф. А-411, оп. 3,д. 1340, л. 59.
31 Очерки истории крестьянского двора и семьи ... С. 65, 66, 69-70, 80-83.
32 Рассчитано: ГАНО, ф. Р-1162, оп. 7, д. 666, л. 7об.; д. 790, л. 2об.; д. 921, л. 4об.; д. 1133, л. 7.
33 ГАРФ, ф. А-411, оп. 2, д. 2629, л. 22; оп. 3, д. 1341, л. 16.
34 Попов В.П. Крестьянские налоги в 40-е годы // Социс. 1997. №2. С. 105; Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001. С. 52.
3 Зеленин И.Е. Аграрная политика... С. 52.
36 Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. 15 авг.
37 Очерки истории крестьянского двора и семьи ... С. 71.
97

ХРОНИКА 1948 г.
17 февраля. Из Алтайского краевого финансового отдела в адрес райфинотделов края и Горно-Алтайского облфинотдела направлено циркулярное письмо «О подготовительных работах по сельскохозяйственному налогу на 1948 год»1. В нем указывалось, что «вследствие крайне неудовлетворительной подготовки сельскохозяйственный налог в 1947 году по ряду районов проведен на низком уровне, с допущением значительных нарушений закона». Основными нарушениями являлись: а) недоучет «значительного» количества хозяйств, скота и посевов; б) недоучет неземледельческих заработков колхозников и приравненных к ним по обложению рабочих и служащих, а также неземледельческих заработков и рыночных доходов единоличников; в) предоставление льгот по сельхозналогу «значительному числу хозяйств», не имеющих на них право, и, напротив, непредоставление «в ряде случаев» законных льгот. «В целях предотвращения недочетов и нарушений закона при проведении сельскохозяйственного налога в 1948 году» крайфинотдел предложил райфинотделам:
1) «Немедленно» приступить к подготовительным работам по сельхозналогу.
2) До 1 апреля 1948 г. провести инструктивные совещания с налоговыми работниками, на которых «тщательно изучить» Закон и Инструкцию о сельхозналоге «с последующей проверкой усвоения», а также итоги налоговой кампании 1947 г., «заострив особое внимание на недочетах, допущенных при проведении этой работы во всех стадиях».
3) Обязать участковых налоговых инспекторов при непосредственном участии налоговых агентов до 1 апреля выявить и обследовать хозяйства колхозников, единоличников, рабочих и служащих, имевшие за период с 1 июля 1947 г. неземледельческие заработки (применительно к единоличникам - и рыночные доходы).
4) Обязать старших налоговых инспекторов проверить работу по выявлению таких хозяйств.
5) Немедленно потребовать от предприятий, учреждений и организаций предоставления сведений о выплаченных сельским жителям денежных суммах за оказанные услуги, поставленные изделия и сельхозпродукты.
6) Во второй половине апреля на совещаниях налоговых работников подвести итоги по выявлению и обследованию хозяйств, имеющих неземледельческие заработки и рыночные доходы по каждому сельсовету, устранив допущенные недочеты. В течение II квартала т.г. вторично обследовать данные хозяйства, а также провести их довыявление.
7) Обязать участковых налоговых инспекторов проверить во всех сельсоветах ведение похозяйственных книг.
8) Составить предварительные списки дворов, имеющих право на налоговые льготы.
9) «Немедленно рассмотреть списки недоимщиков по сельхозналогу по состоянию на 1 января 1948 года и обеспечить полное взыскание недоимок в I квартале текущего года, в первую очередь, с единоличных хозяйств».
10) В отчете за I квартал т.г. «подробно осветить вопрос о ходе подготовки к проведению сельскохозяйственного налога в соответствии с задачами, поставленными настоящим письмом».
'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. ИЗО, л. 2-4; подписи - зам. заведующего крайфо Давидюк и начальник налогового отдела Антонюк.
98

21 февраля. Из Министерства финансов РСФСР в адрес минфинов автономных республик, край- и облфинотделов направлено циркулярное письмо «О подготовительных работах по сельскохозяйственному налогу на 1948 год»1. В нем сообщалось, что на закончившейся четвертой сессии Верховного Совета СССР было отмечено, что в некоторых республиках, краях и областях РСФСР налоговая работа на селе «находится еще на низком уровне, и что отдельные финансовые органы допустили факты недоучета плательщиков и плохо организовали сбор платежей, что привело к образованию значительной недоимки»*. Большое количество упущений (недоучет посевов, сенокосов, скота, неземледельческих заработков и рыночных доходов и т.п.) было зафиксировано при проведении ревизионной проверки налоговой работы на местах. В связи с этим Министерство финансов РСФСР обязало местные финорганы «улучшить качество налоговой работы, добиться повышения платежной дисциплины налогоплательщиков и обеспечить безусловное поступление сельскохозяйственного налога к установленным срокам».
^ХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1130, л. 35-39; адресат - Алтайский крайфинотдел; входящий от 8 марта; подписи - заместитель министра финансов РСФСР Пантелеев и начальник управления налогов и сборов Ястребцев.
аСм.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. 3 февр.
30 марта. Совет Министров СССР принял постановление1, в соответствии с которым ранее освобожденные от обложения семьи погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, не имеющие в своем составе других трудоспособных, кроме их вдов с детьми до 8 лет, с 1948 г. должны были уплачивать 50% исчисленной суммы сельхозналога.
^АНО, сб. постановлений Совета Министров СССР, 1948, т. 2, л. 158; постановление Совета Министров СССР «О льготах семьям военнослужащих и партизан, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны».
29 апреля. Исполнительный комитет Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся принял решение «О подготовке и проведении сельскохозяйственного налога на 1948 год»1. В его констатирующей части перечислялись недостатки, допущенные при проведении сельхозналога 1947 г.: а) недоучет хозяйств и объектов обложения; б) незаконное предоставление или непредоставление положенных льгот; в) плохое ведение документации и, в частности, похозяйственных книг {«показатели этих книг не соответствуют действительности как по семейному состоянию, а также по наличию посевов и скота»); г) неудовлетворительная постановка массово-разъяснительной работы среди плательщиков «за полноту выявления источников дохода и досрочную уплату налога, что привело к образованию огромных сумм недоимок»; д) самоустранение «отдельных» сельисполкомов от проведения налоговых мероприятий.
Исполком крайсовета обязал райфинотделы и Горно-Алтайский облфинотдел:
1. До 1 июля т.г. потребовать от предприятий, учреждений и организаций предоставления сведений о суммах, выплаченных сельским жителям за выполненные работы, оказанные услуги и поставленные сельхозпродукты и кустарные изделия.
2. В тот же срок провести учет всех жителей деревни, имевших неземледельческие заработки, а также единоличников с рыночными доходами. В течение июня
99

оформить выявление этих доходов соответствующими документами (актами опроса налогоплательщиков, а также «сведущих» лиц).
3. К 1 июля составить списки хозяйств военнослужащих, инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп, престарелых и иных граждан, подлежащих освобождению от уплаты сельхозналога, уточнив эти списки в органах соцобеспечения, а также путем проверки документов, имеющихся на руках у налогоплательщиков.
4. До 1 июня «полностью ликвидировать недоимки сельхозналога 1947 г., применив в отношении уклоняющихся от уплаты лиц установленные законом меры репрессий».
5. «Развернуть массово-разъяснительную работу среди плательщиков за полноту выявления источников дохода и досрочную уплату сельхозналога».
6. Всю работу по учету плательщиков и облагаемых налогом источников дохода провести в срок с 1 июля по 1 августа. Исчисление налога, предоставление льгот и вручение платежных извещений завершить до 15 августа.
В заключение исполком крайсовета предупредил председателей Горно-Алтайского облисполкома и райисполкомов, а также заведующих райфинотделами о персональной ответственности «за высококачественное проведение сельскохозяйственного налога на 1948 год».
'ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 2, д. 8, л. 264-266.
2 мая. Совет Министров СССР принял постановление «О запущенности работы финансовых органов по взиманию сельскохозяйственного налога»1. В нем на основании материалов проведенной Министерством государственного контроля проверки констатировалось, что работа местных финорганов по взиманию сельхозналога «находится в запущенном состоянии». «Во многих районных финансовых отделах вся работа по налоговому обложению крестьян передоверена налоговым агентам. При составлении списков плательщиков сельскохозяйственного налога налоговые агенты не опрашивают домохозяев, искажают сведения о составе семьи плательщиков и об источниках доходов. Многочисленными являются факты, когда старшие налоговые инспекторы не проверяют, а заведующие райфинотделами не утверждают исчисленные налоги с колхозников и единоличников. Укоренившаяся во многих финансовых органах практика взимания налога с крестьян на основании непроверенных и неут-вержденных списков привела к массовым нарушениям Закона о сельскохозяйственном налоге, к неполному учету источников доходов, к недообложению значительного числа хозяйств, а в ряде случаев к непредоставлению установленных Законом льгот. В ряде районов финансовые органы неправильно облагают налогом хозяйства единоличников. Размер налога с единоличных хозяйств часто устанавливается на одинаковых основаниях с колхозниками, у многих единоличников неземледельческие заработки и доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на рынке учитываются неполностью и даже вовсе не учитываются».
В числе недочетов налоговой работы также назывались: а) «огульное сложение недоимок по налогам без выявления имущественного состояния плательщиков, по всякого рода сомнительным спискам, а в ряде случаев - без всяких документов»; б) изъятие имущества недоимщиков без решения суда; в) подлоги документов и растраты со стороны налоговых работников. Среди регионов страны, в которых ревизия выявила наиболее серьезные нарушения, в постановлении называлась Омская область.
100

Исходя из необходимости исправления недостатков, Совет Министров СССР:
- запретил финорганам возлагать на налоговых агентов самостоятельное проведение учета плательщиков и их доходов, а также исчисление налога и установил, что эта работа должна производиться участковыми налоговыми инспекторами под руководством заведующих райфо и старших налоговых инспекторов;
- вменил в обязанность райфинотделов при проведении налогового учета «обязательно опрашивать домохозяев об источниках дохода и составе семьи, а в необходимых случаях проверять объекты обложения на месте»;
- запретил сложение недоимок на основании списков плательщиков, составленных налоговыми агентами и участковыми налоговыми инспекторами, и установил, что сложение недоимок по сельхозналогу может производиться лишь по решениям райисполкомов на основании письменных заявлений плательщиков и заключений райфо, подтвержденных материалами обследования хозяйств;
- обязал Министерство финансов СССР «в кратчайший срок навести государственный порядок в работе районных финансовых отделов по взиманию сельскохозяйственного налога и покончить с растратами налоговых средств»;
- указал совминам союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных и районных советов на необходимость усиления контроля за соблюдением законности при проведении сельхозналога, а также за его своевременным и полным поступлением.
'ГАНО, сб. постановлений Совета Министров СССР, 1948, т. 3, л. 18-19; входящий от 11 мая; адресат - Новосибирский облисполком.
6 мая. Министр финансов СССР А.Н. Косыгин на основании постановления Совета Министров СССР от 2 мая 1948 г. «О запущенности работы финансовых органов по взиманию сельскохозяйственного налога» (см. выше) подписал приказ с одноименным заголовком1. В нем излагались основные положения постановления Совмина и содержалось требование исполнения последнего. Кроме того, министерствам финансов союзных и автономных республик, край- и облфинотделам вменялось в обязанность:
1) Провести в мае - июне 1948 г. проверку готовности финансовых органов к проведению налогового учета, «обратив особое внимание на полноту сбора финоргана-ми необходимых контрольных данных о числе хозяйств, имеющих облагаемые сельскохозяйственным налогом неземледельческие заработки и облагаемые налогом доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на рынке, на составление предварительных списков хозяйств, подлежащих освобождению от уплаты налога».
2) Провести в июле - августе массовую проверку работы по учету плательщиков и источников дохода, исчислению налога и предоставлению льгот и устранить «на месте» выявленные недостатки,
3) Приступить с 1 июля «повсеместно» к налоговому учету и закончить все работы по обложению сельхозналогом (включая вручение платежных извещений) не позднее 1 сентября. В районах составить календарный план проведения учета по каждому сельсовету и «строго контролировать» его соблюдение.
4) Взыскать в течение II квартала т.г. недоимки по сельхозналогу 1947 г.
5) «Разработать конкретные мероприятия по обеспечению поступлений исчисленных сумм налога на 1948 год в установленные законом сроки, не допуская образования недоимок».
101

'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1130, л. 65-68об.; адресат - Алтайский крайфинотдел.
5 июня. Исполком Алтайского крайсовета принял решение «О запущенности работы финансовых органов по взиманию сельскохозяйственного налога»1, которое фактически повторяло основные положения одноименного постановления Совета Министров СССР от 2 мая 1948 г. (см. выше). В нем, в частности, заведующего крайфо П.В. Алешина обязывали «в кратчайший срок навести государственный по-рядок в работе районных финансовых органов», а исполкомы райсоветов - «усилить контроль за соблюдением законности при проведении сельскохозяйственного налога, а также за своевременным и полным поступлением налогов с населения».
'ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 2, д. 9, л. 454-454об.
7 июня. Совет Министров РСФСР «в целях наведения государственного порядка при проведении сельскохозяйственного налога 1948 года» принял постановление1, в соответствии с которым:
1. Министерству финансов РСФСР надлежало «усилить руководство работой местных финансовых органов по взысканию недоимок и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей с населения».
2. Финансовым органам запрещалось возлагать на налоговых агентов самостоятельное проведение учета плательщиков и их доходов, а также исчисление сельхозналога.
3. Председатели Совета Министров АССР обязывались: а) до 1 июля взыскать недоимки; б) обеспечить с 1 июля повсеместное начало учета плательщиков и источников дохода; в) перед началом учетной кампании во всех населенных пунктах провести собрания граждан, на которых «разъяснить Закон о сельскохозяйственном налоге, порядок исчисления налога, предоставления льгот населению и об ответственности за несвоевременную уплату налога и за укрытие источников дохода»; г) закончить работу по исчислению налога и вручению платежных извещений до 1 сентября; д) добиться полной и своевременной уплаты налога.
Тем же постановлением Совет Министров РСФСР установил, что в текущем году сельхозналог должен быть уплачен равными долями в следующие три срока: к 15 сентября, к 1 ноября и к 1 декабря.
'ЦХАФАК, ф. Р-834, оп. 12, д. 77, л. 44-47; постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР от 2 мая 1948 г. № 1465 «О запущенности работы финансовых органов по взиманию сельскохозяйственного налога»»; адресат - Алтайский крайисполком; входящий от 11 июня.
9 июня. Заместитель министра финансов РСФСР П. Пантелеев направил в адрес заведующих Алтайским и Красноярским крайфинотделами циркулярное письмо «О проведении сельскохозяйственного налога в 1948 году»1. В нем отмечалось, что выводы о запущенности налоговой работы, сделанные в постановлении Совета Министров СССР от 2 мая 1948 г. (см. выше), в полной мере относятся и к работе финансовых органов Алтайского и Красноярского краев, допустивших в 1947 г. «массовые» нарушения закона при предоставлении льгот и недоучет «значительного» числа хозяйств и их доходов. В Алтайском крае не учтено 1 406 хозяйств, свыше 1 600 го-
102

лов облагаемого скота и зафиксировано более 1 500 случаев нарушений при предоставлении льгот.
В Красноярском крае пропущено 829 дворов, более 1 700 голов скота, неземледельческих и рыночных доходов на сумму свыше 460 тыс. руб., а также допущено 987 нарушений в связи с предоставлением льгот. В 12 сельсоветах края списки плательщиков были составлены по похозяйственным книгам без опроса домохозяев. В Енисейском и Казачинском районах в платежные извещения не была перенесена недоимка прошлых лет.
В отдельных районах обоих регионов «было допущено извращение налоговых законов, заключающееся в недоучете доходов единоличных хозяйств, исчислении налога единоличникам по ставке колхозников, что ставило единоличные хозяйства в преимущественное положение перед хозяйствами колхозников». «Укоренившаяся во многих финансовых органах нетерпимая практика самотека в поступлении налоговых платежей привела к образованию огромной недоимки, которая по состоянию на 1 мая т.г. составляла в Алтайском крае 17,7млн руб., а в Красноярском — 10,7млн руб.». Крайфинотделы «не обеспечили коренного улучшения налоговой работы на селе» и в 1948 г. Неудовлетворительно проходит выявление и обследование хозяйств, имеющих облагаемые неземледельческие и рыночные доходы.
Исходя из выявленных недостатков и необходимости их исправления, Министерство финансов РСФСР обязало «лично» заведующих указанных крайфинотделов «установить строжайший контроль за точным и неукоснительным исполнением» всеми райфинотделами приказа министра финансов РСФСР от 6 мая 1948 г. и, в частности, провести следующие мероприятия:
1) «Немедленно командировать ответственных работников крайфинотдела в районы, в которых были допущены нарушения при проведении сельскохозяйственного налога в прошлом году, а подготовительные работы в 1948 году проводятся на низком уровне».
2) До 1 сентября т.г. провести в этих районах проверку всей налоговой работы. В остальных районах закончить проверку до 1 ноября «с тем, чтобы к этому сроку полностью были устранены допущенные нарушения и недочеты».
3) «Немедленно войти с представлением в крайисполком с проектом конкретных Мероприятий по усилению контроля исполкомов местных Советов депутатов трудящихся за соблюдением законности при проведении сельскохозяйственного налога, а также за своевременным поступлением налогов с населения и ликвидацией до 1 июля т.г. недоимок по налоговым платежам».
4) «Привлечь к массово-разъяснительной работе по сельскохозяйственному налогу сельский и районный советский актив, широко разъяснить населению закон и порядок уплаты налога с тем, чтобы заблаговременно подготовить каждого плательщика к своевременному выполнению своих обязательств перед государством и обеспечить безнедоимочное поступление сельскохозяйственного налога в 1948 году».
5) «В период проведения учета хозяйств и источников дохода лично выезжать и посылать своих заместителей в отдельные районы для непосредственной проверки работы по сельхозналогу и принятия мер, обеспечивающих проведение налога на высоком политическом уровне».
^ХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1130, л. 166-168; входящий от 15 июня; адресат - Алтайский крайфинотдел. В левом верхнем углу л. 166 рукописная помета: «[На] контр[оль] налогового] отд[ела]. 1) Для руководства и исполнения. 2) Подготовьте план мероприятий по
103

выполнению настоящего указания, через каждые J0 днец докладывайте мне о ходе работы. (Подпись - автограф зав. крайфо Алешина) 15/У1-48».
26 июня. Из Алтайского крайфинотдела в адрес Горно-Алтайского облфо и рай-финотделов края направлено циркулярное письмо1, обязывающее заведующих финотделами исполнить все требования, изложенные в постановлении Совета Министров СССР от 2 мая 1948 г. «О запущенности работы финансовых органов по взиманию сельскохозяйственного налога», одноименном приказе министра финансов СССР от 6 мая и циркулярном письме заместителя министра финансов РСФСР от 9 июня (см. выше), и добиться проведения сельхозналога 1948 г. «на высоком политическом и техническом уровне».
'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. ИЗО, л. 113-116; подписи - завкрайфо Алешин и вр.и.о. начальника налогового отдела крайфо Кузнецов.
13 июля. «Ввиду роста доходов колхозников от личных подсобных хозяйств, а также доходов единоличных крестьянских хозяйств» Президиум Верховного Совета СССР постановил «произвести некоторое увеличение ставок сельскохозяйственного налога»1. В соответствии с новой таблицей ставока хозяйства, облагаемые сельхозналогом и имеющие годовой доход в размере до 2 тыс. руб., должны были уплатить 11 коп. с каждого рубля дохода; хозяйства с доходом от 2 до 3 тыс. руб. - 220 руб. + 13 коп. с каждого рубля сверх 2 тыс.; с доходом от 3 до 4 тыс. руб. - 350 руб. + 16 коп. с каждого рубля сверх 3 тыс.; с доходом от 4 до 5 тыс. руб. - 510 руб. + 21 коп. с каждого рубля сверх 4 тыс.; с доходом от 5 до 6 тыс. руб. - 720 руб. + 26 коп. с каждого рубля сверх 5 тыс.; с доходом от 6 до 8 тыс. руб. - 980 руб. + 31 коп. с каждого рубля сверх 6 тыс.; с доходом более 8 тыс. руб. - 1 600 руб. + 40 коп. с каждого рубля сверх 8 тыс.
Кроме ставок Президиум Верховного Совета СССР изменил систему предоставления льгот по сельхозналогу. С 1948 г. отменялась 15-процентная скидка с его суммы для хозяйств, в которых при наличии одного трудоспособного члена семьи имелось двое и более детей, а при наличии двух трудоспособных - трое и более детей. Ранее полностью освобожденные от уплаты налога хозяйства нетрудоспособных ввиду преклонного возраста граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) теперь должны были вносить 50% его суммы.
'Известия. 1948. 14 июля; Алтайская правда. 1948. 16 июля; Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. 17 июля.
а В соответствии с ранее действующей таблицей ставок, которая была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 3 июня 1943 г., хозяйства с доходом менее 2 тыс. руб. должны были уплатить 8 коп. с каждого рубля доходов; хозяйства с доходом от 2 до 3 тыс. руб. -160 руб. + 10 коп. с каждого рубля сверх 2 тыс.; с доходом от 3 до 4 тыс. руб. - 260 руб. + 12 коп. с каждого рубля сверх 3 тыс.; с доходом от 4 до 5 тыс. руб. - 380 руб. + 16 коп. с каждого рубля сверх 4 тыс.; с, доходом от 5 до 6 тыс. руб. - 540 руб. + 20 коп. с каждого рубля сверх 5 тыс.; с доходом от 6 до 8 тыс. руб. - 740 руб. + 24 коп. с каждого рубля сверх 6 тыс.; с доходом свыше 8 тыс. руб. - 1 220 руб. + 30 коп. с каждого рубля сверх 8 тыс. — Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. 17 июня.
15 июля. Указом Президиума Верховного Совета СССР были внесены изменения в ст. 10 Закона о сельскохозяйственном налоге1, которая теперь имела следующее
104

содержаниеа: «Хозяйства, выбывшие (исключенные) из колхоза, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, независимо от времени выбытия (исключения). Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхоза или выбыли (исключены) из колхоза и не работают по найму, то исчисленная сумма налога с такого хозяйства повышается на двадцать процентов».
ведомости Верховного Совета СССР. 1948. 1 авг.
аВ прежней редакции ст. 10 Закона о сельхозналоге отсутствовало указание на то, что выбывшие из колхоза хозяйства привлекаются к уплате сельхозналога независимо от времени их выбытия. На практике это означало, что подобные хозяйства должны были облагаться по нормам единоличников за весь текущий окладной год, даже если они выбыли из колхоза в конце года. — См. ст. «26 июля» 1948 г.
16 июля. Заведующий алтайским крайфо П.В. Алешин направил в адрес районных финотделов телеграмму1 с требованием проведения во всех сельсоветах «сплошной» проверки полноты учета хозяйств плательщиков сельскохозяйственного налога и объектов обложения.
1 ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1130, л. 144.
22 июля. Из Министерства финансов РСФСР в адрес заведующего Алтайским крайфинотделом направлена циркулярная телеграмма1 следующего содержания: «Данные [на] 15 июня свидетельствуют [о] неорганизованности работы [по] учету плательщиков сельхозналога, недостаточном вашем контроле [за] райфинотдела-ми. Обязываю немедленно рассмотреть состояние учета плательщиков [по] каждому району, [в] отстающие районы командировать работников, способных обеспечить выправление положения, установить личный контроль [за] проведением учета плательщиков, полнотой [и] правильностью учета источников дохода. [В] связи [с] изменением статьи 23 Закона [о сельхозналоге]0 потребуйте [от] заврай-фо тщательно проверить полноту учета неземледельческих [и] рыночных доходов единоличников, ранее освобождавшихся от налога, обеспечив строгое соблюдение Закона».
'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. ИЗО, л. 169-170; подпись зам. министра финансов РСФСР Смирнов. В верхнем правом углу л. 169 рукописная помета: «[В районы] послана т[елегра]мма [за] под[писъю] [председателя крайисполкома] Батамирова. [подпись - автограф неустановленного лица] 29.VI1.48». На обороте л. 170 в верхнем левом углу рукописная помета: «[на] контр[оль] Салъко. [На] основе изменений в] ст. 23 Закона потребовать] от р[айо]нов полное выявление] неземл[еделъческих и] рыночных доходов [в] х[озяйст]в[ах], ранее освобожденных от обложения. Обратить вним[ание] на льготы [в] других группах [налогоплательщиков]. [Подпись - автограф зав, крайфо Алешина]. 29/У11».
а Ст. 23 Закона о сельскохозяйственном налоге, которая предусматривала освобождение от его уплаты хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста, была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1948 г. —-См. выше.
23 июля. Совет Министров РСФСР своим постановлением1 установил на 1948 г. средние нормы доходности по сельхозналогу для областей, краев и автономных рес
105

публик. Для Алтайского края они составляли: 20 руб. с одной сотой га посева зерновых; 65 руб. с одной сотой га посева картофеля; 120 руб. с одной сотой га посева огородных или бахчевых культур; 120 руб. с одной сотой га садов или ягодников; 8 руб. с одной сотой га сенокоса; 2 790 руб. с одной рабочей лошади, 2 700 руб. с коровы, 1 500 руб. со свиньи, 180 руб. с одной овцы или козы, 300 руб. с рамочного и 150 руб. с колодного пчелиного улья. Крайисполком обязывался на основании данного постановления установить нормы доходности объектов обложения для отдельных районов.
'ГАРФ, ф. 259, оп. 6, д. 5540, л. 1.
26 июля. В Алтайский крайфинотдел пришли две циркулярные телеграммы из Москвы. В телеграмме, полученной из Минфина СССР1, указывалось, что «многие финорганы крайне медленно устраняют серьезные недочеты [в] налоговой работе, имевшие место [в] прошлом году, и [в] ряде случаев повторяют их при проведении сельскохозяйственного налога [в] текущем году». Финансовые органы ряда регионов страны «допустили недоучет во многих хозяйствах объектов обложения, особенно скота, [в] том числе крупного, составили списки плательщиков [на] основании похо-зяйственных книг без опроса ряда домохозяев, <...> не полностью собрали подсобный материал [по] неземледельческим заработкам, облагаемым сельхозналогом, [во] многих случаях не обследовали хозяйств, имеющих эти заработки, не обеспечили исправления выявленных неправильностей [в] похозяйственных книгах сельских советов, многие книги вовсе не проверены <...> Крайне ослаблено взыскание недоимок, [а] также очередных платежей [по] налогу [на] малосемейных, эта работа не увязана [с] проведением учета плательщиков сельхозналога». Обратив внимание получателей телеграммы на данные факты, подписавший ее министр финансов СССР А.Н. Косыгин предложил «усилить контроль [за] состоянием на местах работы [по] сельхозналогу, командировать [в] районы налоговых ревизоров [и] инспекторов [на] все время учета, [а] также исчисления налога, оказать практическую помощь, [в] первую очередь райфинотделам, недостаточно подготовившимся [к] сельхозналогу, имеющим недостаточно квалифицированных инспекторов, обеспечить полноту учета плательщиков [и] источников дохода, правильное исчисление налога [и] предоставление льгот, принимая [в] процессе этой работы оперативные меры [по] устранению недочетов».
'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. ИЗО, л. 178-178об.; подпись - министр финансов СССР Косыгин.
28 июля. В Алтайском крайфинотделе получена телеграмма из Министерства финансов РСФСР1, в которой сообщалось об установленных для края на 1948 г. нормах доходности по сельхозналогу. Кроме того, подписавший телеграмму министр финансов РСФСР А. Сафронов обязал зав. крайфо «немедленно» разработать и внести на утверждение крайисполкома проект порайонных норм доходности; проинструктировать налоговых инспекторов о внесенных в налоговое законодательство изменениях; организовать поступление сельхозналога сразу после вручения платежных извещений; установить контроль за «безусловным взысканием всей суммы налога» в установленные сроки; поставить перед крайисполкомом вопрос об «усилении помощи финорганам в деле обеспечения поступления платежей сельхозналога».
106

'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1131, л. 12-13.
30 июля. От имени председателя Алтайского крайисполкома A.M. Батамирова в адрес председателей райисполкомов направлена циркулярная телеграмма1 следующего содержания: «Проверкой районов установлен ряд ошибок, допускаемых райисполкомами [и] финорганами [при] проведении работы [по] подготовке [к] новому сельхозналогу. Ошибки многих районов заключаются [в] следующем: проведение учета хозяйств, [а] также объектов обложения отрывается [от] взыскания недоимок [по] налогам, страх[овым]платежам [и] завершения сбора взносов [по] подписке крестьян [на заем]. Неземледельческие заработки, рыночные доходы плохо выявляются. Финорганы проходят мимо фактов фиктивного раздела хозяйств. Это приводит [к] политическим извращениям налогового законодательства, способствует росту околоколхозных спекулятивных элементов, пользующихся правами колхозников. Крайисполком обязывает лично вас: Первое - тщательно рассмотреть [в] райисполкоме состояние учета хозяйств, [а] также объектов обложения [по] каждому населенному пункту, внести этот вопрос [на] утверждение райисполкома, [в] случае недоучета организовать сплошную проверку правильности учета наиболее квалифицированными кадрами финработников. Второе - учет, проведенный не налоговыми инспекторами, отменить, проведя его вновь. Третье - усилить взыскание недоимок [по] налогам, страх [овым] платежам, [а] также организовать завершение [в] ближайшие дни сбора взносов [на] заем [по] подписке крестьян, командировав [в] этих целях [в] колхозы работников финорганов, районный актив. Четвертое - освободить всех финансовых работников [от] других поручений, не связанных [с] выполнением ими указанных задач».
В тот же день зав. крайфинотделом П.В. Алешин направил заведующему Парфе-новским райфинотделом телеграмму2, в которой указывал, что по имеющимся у него сведениям объекты обложения и прежде всего неземледельческие заработки в районе выявляются не полностью, и предлагал «лично» проверить полноту выявления объектов обложения по каждому населенному пункту и «принять немедленные решительные меры [по] исправлению допущенных ошибок».
'ЦХАФАК, ф. Р-606, on. 1, д. 1130, л. 179; копии адресованы зав. райфо края. 2Тамже, л. 180.
4 августа. Заведующий Алтайским крайфинотделом П.В. Алешин подписал приказ1, в констатирующей части которого указывалось, что произведенная начальником сектора сельских платежей налогового отдела крайфо проверка хода учета плательщиков сельхозналога и источников их дохода в Зональном и Троицком районах выявила «факты нарушения установленного порядка оформления учетного материала, а также недоучета облагаемого скота и посева». «Списки плательщиков сельскохозяйственного налога составлены на основе данных похозяйственных книг сельиспол-комов, которые оказались не соответствующими действительности. Личный опрос граждан не производился. <...> Данные о размерах земельных участков, отведенных рабочим и служащим под индивидуальные огороды, от предприятий, учреждений и организаций не истребованы. Контрольный материал по предоставлению льгот составлен без проверки имеющихся у граснсдан на руках документов».
107

No comments:

Post a Comment